четверг, 28 апреля 2016 г.

Дистанционные формы внеурочной деятельности в работе с учащимися в условиях сельской школы.
Сельская школа всегда отличалась от городской школы. Нехватка школьного оборудования, сейчас не хватает компьютеров, нет интерактивных досок, мультимедиа только в двух кабинетах. Компьютеры в классах уже устарели. Но все же педагоги школы стараются внедрить в учебный процесс видеофильмы, презентации, используя мультимедиа.
Как- то я прочитала, наверное, всем известные слова: « Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра». Эти слова принадлежат известному американскому философу, педагогу и психологу ДЖ. Дьюи.
Несомненно, учитель должен идти в ногу со временем,чтобы не украсть у детей завтра.
Придя в новую сельскую школу, имея небольшой опыт работы с детьми в дистанционных мероприятиях, я поняла, как далеки дети поселка Ребристый от этого. Да, они знакомы с Интернетом, сидят в социальных сетях, таким образом общаясь со сверстниками. В дистанционных формах внеурочной деятельности они никогда не работали. А мне хотелось, чтобы они познали счастливые минуты творческой работы, принимая участие в сетевых проектах, конкурсах.
Активное внедрение в нашу жизнь сети Интернет привело к тому, что это стало уже необходимостью. Кроме этого, учащиеся, принимая участие в сетевых проектах, повышают свой познавательный интерес, получают положительные эмоции. учатся работать в команде, а также знакомятся с разными сервисами Веб 2.0. Они начинают осознавать, что кроме форумов в социальных сетях, есть насыщенная внеурочная деятельность в сети Интернет.
Я провела небольшое исследование на тему « Знают ли дети, что в Интернете можно тоже участвовать в различных олимпиадах, проектах, конкурсах». Оказалось, что некоторые знали, но никогда не участвовали, другие — не знали.
Изучила книгу Е.Д. Патаракина “ Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю” Интересная мысль поразила меня: “ Сетевые сообщества в педагогической практике могут служить для воспитания следующих умений:
  1. Совместное мышление. Участвуя в сетевых сообществах, у учащихся формируется позиция творческой, любознательной личности.
  2. Толерантность. Расширяются горизонты нашего общения, мы сталкивемся с другими людьми разных социальных культур. Мы должны быть готовы понимать их.
  3. Критичность мышления. Здесь присутствует критическая дискуссия, которой дети учатся в сетевых проектах.
Работая с учащимися в сетевых проектах и конкурсах, опиралась прежде всего на знания, полученные на уроках информатики: владение компьютером, умение создать презентацию, создать небольшой видеоролик. Учащиеся 7-8 классов этими умениями обладали.
Итак, с чего я начала наше путешествие по просторам Интернета с детьми нашей школы. У меня кружок” Юный журналист”. В кружок ходят учащиеся с 5-8 класс. Главная наша работа – научиться создавать красочную, объективную школьную газету. Поэтому знания , полученные на кружке, важны. Выпущены у нас в школе три номера школьной газеты “ Школьная страна”, каждый номер состоит их 10-12 страниц. Совместными усилиями детей и учителей создаются номера газет.
Но мне ведь надо привлечь детей к внеурочной дистанционной работе. Чтобы работать в сети Интернет, нужно очень хорошо знать правила. Таких правил мы нашли много, их проработали, изучили. А потом я рассказала детям об участии моих бывших учеников в сетевых проектах, где они становились победителями. Вот это побудило нынешних учащихся попробовать свои силы в проектах. Итак, интерес пробудился.
На сайте методсовет я нашла сетевой проект “ В мире поэзии”. Привлекла к проекту учащихся 7 и 8 классов, двух девочек. У меня один ноутбук для всего кружка. Изучили положение, выбрали стихотворение Есенина. Научились делать видеоролик А ведь нужно продумать фон презентации, выбрать материал про поэта, нужный и важный. Участвуя в данном проекте учащиеся прислушивались к мнению друг друга, работали дружно, с увлечением, исправляли ошибки. В итоге мы стали лауреатами проекта “ В мире поэзии”, получили диплом лауреата. Прилагаются

Другие дети тоже захотели участвовать в проектах. На сайте Открытый класс был проект к дню матери. В этом проекте участие принимали учащиеся 5-6 классов, две девочки. Они впервые участвовали в проекте, почувствовали ответственность за выполнение его заданий. С энтузиазмом и большим желанием трудиссь над проектом, в итоге стали победителями, заняв второе место.
Самый большой сетевой конкурс тоже проходил на площадке Открытого класса. Это исследовательский проект – конкурс “ История 90-х”, в котором мы попробовали работать уже командой. Помимо сетевых проектов, в которых принимали учащиеся, главный вид деятельности – это исследовательская работа. Благодаря этому виду деятельности, активно получают развитие не только личностные универсальные учебные действия, но и коммуникативные.
Пример участия учащихся в сетевом исследовательском проекте “ Исторические хроники 90-х”
Участие учащихся в дистанционных мероприятиях дает свои положительные качества:
  1. Формирование ИКТ – компетенций.
  2. Формирование умений в самостоятельном нахождении нужной информации и в ее обработке.
  3. Развитие творческих способностей учащихся.
  4. Умение работать в коллективе, находить нестандартные решения в любой ситуации.
  5. Давать объективную оценку деятельности не только своей команды, но и деятельности других команд, используя при этом критическое мышление.
  6. Дистанционные мероприятия – это прежде всего учение для детей. Они обогащают свои знания новой информацией.
  7. Формирование коммуникативных умений.
  8. . Развитие межличностного взаимодействия и сотрудничества: способности работать в команде; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умения сопереживать; уважать различные мнения.
    9. Формирование умений работы в сети Интернет: в wiki-среде; в сервисе Google; в блоге.
10. Совершенствование умений работы с цифровой техникой.
    11. Формирование умений работы с программами обработки изображений и видео и др.


Итак, первый год привлечения учащихся в дистанционные сетевые проекты и конкурсы для нас прошел успешно. Учащиеся отметили, что им было интересно работать в проектах, они проявляли самостоятельность в работе над заданиями, творческий подход, узнали много нового , путешествуя по музеям России. Участвуя в сетевом исследовательском конкурсе “ История 90-х” “ История школы поселка Ребристый”, они увидели свою родную школу с другой стороны, яркой, творческой, с замечательными творческими педагогами и учащимися. А узнав, что мы стали призерами этого конкурса , радости нет границ. Я не отбила у них желание участвовать в сетевых проектах в Интернете. А воспитание таких умений как совместное мышление, толерантность, критическое мышление успешно проходило у детей в совместной проектной деятельности
Использованная литература.

  1. И.Д Патаракин “ Социальные сервисы веб-2.0 в в помощь учителю”.Москва, 2007 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий