понедельник, 11 апреля 2016 г.

Подготовка к ОГЭ по литературе 2015-2016 уч.г.

Подготовка к ГВЭ по литературе.
 Да, очень трудно готовить  к экзамену по литературе.

Часть 1
Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и
варианте 2 экзаменационной работы, и выберите, какой из вариантов
вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО
варианта экзаменационной работы.
Вариант 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните
задания 1.1.1–1.1.4.
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Всё думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне всё вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан Богом,
До гроба ты хранитель мой...
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно... нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это всё пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное...
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи,
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!
Кончаю! Страшно перечесть...
Стыдом и страхом замираю...
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю...
(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»)

Для выполнения заданий 1.1.1–1.1.3 запишите сначала номер задания, а
затем на каждый вопрос дайте развёрнутый связный ответ (примерный
объём 3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь
на приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам
произведения).
В начале и в конце письма Татьяна говорит о стыде. Чего стыдится героиня?
В своём послании Татьяна обращается к Онегину то на «вы», то на «ты». Как
в этом проявляется душевное состояние героини?
Как характеризует Татьяну её представление об Онегине?
Для выполнения задания 1.1.4 запишите сначала номер задания, а затем
дайте развёрнутый связный ответ (примерный объем 5–8 предложений).
Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на приведённый фрагмент
(допускается обращение к другим эпизодам произведения).
Сопоставьте письмо Татьяны к Онегину с приведённым ниже фрагментом
письма Веры к Печорину из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени». К каким выводам привело вас это сопоставление?
Я пишу к тебе в полной уверенности, что мы никогда более не
увидимся. Несколько лет тому назад, расставаясь с тобою, я думала то же
самое; но небу было угодно испытать меня вторично; я не вынесла этого
испытания, моё слабое сердце покорилось снова знакомому голосу... ты не
будешь презирать меня за это, не правда ли? Это письмо будет вместе
прощаньем и исповедью: я обязана сказать тебе всё, что накопилось на моём
сердце с тех пор, как оно тебя любит. Я не стану обвинять тебя – ты поступил
со мною, как поступил бы всякий другой мужчина: ты любил меня как
собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся
взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна. Я это поняла сначала...
Но ты был несчастлив, и я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь
ты оценишь мою жертву, что когда-нибудь ты поймёшь мою глубокую
нежность, не зависящую ни от каких условий. Прошло с тех пор много
времени: я проникла во все тайны души твоей... и убедилась, что то была
надежда напрасная. Горько мне было! Но моя любовь срослась с душой
моей: она потемнела, но не угасла.
Мы расстаёмся навеки, однако ты можешь быть уверен, что я никогда
не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища,
свои слёзы и надежды. Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого

презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет! но
в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то
гордое и таинственное; в твоём голосе, что бы ты ни говорил, есть власть
непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком
зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько
блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами и
никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто
столько не старается уверить себя в противном.
(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)

Вариант 2
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания
1.2.1–1.2.4.
ПОРОША
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
(С.А. Есенин)


Для выполнения заданий 1.2.1–1.2.3 запишите сначала номер задания, а
затем на каждый вопрос дайте развёрнутый связный ответ (примерный
объем 3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь
на текст произведения.
Какой предстаёт в стихотворении природа, преображенная порошей?
Стихотворение С.А. Есенина начинается и заканчивается образом дороги.
Какой смысл приобретает этот образ в стихотворении?
Какую роль в приведённом стихотворении играют сравнения?
Для выполнения задания 1.2.4 запишите сначала номер задания, а затем
дайте развёрнутый связный ответ (примерный объём 5-8 предложений).
Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на приведенные
художественные тексты.
Что сближает стихотворение С.А. Есенина «Пороша» с приведённым ниже
стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога»?
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...

(А.С. Пушкин

Комментариев нет:

Отправить комментарий