понедельник, 11 апреля 2016 г.

Задания 1.1.2–1.2.2 (часть 1)
Всего в части 1 три задания. 
На первые два задания (1.1.1, 1.1.2 или 1.2.1, 1.2.2) предлагается дать ответ в примерном объёме 3–5 предложений с опорой на текст.
Указание на объём ответов в части 1 условно, оценка ответа зависит от его содержательности.
1. Какую роль в стихотворении «С поляны коршун поднялся…» играет приём антитезы?
2. Охарактеризуйте эмоции, которые переживает лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…».
3.
Почему стихотворение Тютчева заканчивается восклицательным знаком и многоточием?

* * *
С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Всё выше, дале вьётся он –
И вот ушёл за небосклон!

Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла –
А я здесь в поте и в пыли.
Я, царь земли, прирос к земли!..
 
(
Ф.И. Тютчев,1835)


1.
Какова роль эпитетов в стихотворении Ф.И. Тютчева «Осенний вечер»?
2.
Какие чувства вызывает у лирического героя картина осеннего вечера?

ОСЕННИЙ ВЕЧЕР
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.
(Ф.И. Тютчев,1830)









Задания 1.1.3–1.2.3 (часть 1)
Третье задание (1.1.3.или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе (примерный объём ответа – 5–8 предложений). 
Указание на объём ответов в части 1 условно, оценка ответа зависит от его содержательности.
Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» с приведённым ниже фрагментом стихотворения А.С. Пушкина «Осень». 
В чём схожи мотивы и образы стихотворения и фрагмента?


Дни поздней осени бранят обыкновенно, 
Но мне она мила, читатель дорогой, 
Красою тихою, блистающей смиренно. 
Так нелюбимое дитя в семье родной 
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно, 
Из годовых времён я рад лишь ей одной, 
В ней много доброго; любовник не тщеславный, 
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной. 

VI
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице ещё багровый цвет.
Она жива ещё сегодня, завтра нет.

VII
Унылая пора! очей очарованье, 
Приятна мне твоя прощальная краса – 
Люблю я пышное природы увяданье, 
В багрец и в золото одетые леса, 
В их сенях ветра шум и свежее дыханье, 
И мглой волнистою покрыты небеса, 
И редкий солнца луч, и первые морозы, 
И отдалённые седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин, 1833)









Сравните стихотворение Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…» с приведённым ниже фрагментом оды Г.Р. Державина «Бог». 
В чём схожи и чем различаются раздумья поэтов о человеке? 

Ты есть! – природы чин вещает, 
Гласит мое мне сердце то, 
Меня мой разум уверяет, 
Ты есть – и я уж не ничто! 
Частица целой я вселенной, 
Поставлен, мнится мне, в почтенной 
Средине естества я той, 
Где кончил тварей ты телесных, 
Где начал ты духов небесных 
И цепь существ связал всех мной. 
Я связь миров, повсюду сущих, 
Я крайня степень вещества; 
Я средоточие живущих, 
Черта начальна божества; 
Я телом в прахе истлеваю, 
Умом громам повелеваю, 
Я царь – я раб – я червь – я бог! 
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? – безвестен;
 
А сам собой я быть не мог.
(Г.Р. Державин, 1784)























Комментариев нет:

Отправить комментарий